Тема 12. Управление образованием

1. Принципы организации управления образованием

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания населения страны в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), записано в преамбуле Закона РФ «Об образовании». Образование – не удовольствие отдельных эстетствующих личностей, а обеспечение соответствия населения уровню развития производительных сил в обществе. Целью реформы образования в Российской Федерации, по словам исполняющего обязанности Министра А.Н. Тихонова на коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации 31 марта 1998 г. является повышение социальной мобильности личности и изменение напряженной социально–психологической атмосферы в стране. Превращение России по чьему-то замыслу в страну платного приватизированного образования – это политический и социальный миф, – сказал он. Просто совершается переход от унифицированного образования к вариативному.

Статья 43 Конституции предоставляет каждому право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Поскольку статья 13 Конституции признает в Российской Федерации идеологическое многообразие образование может проводиться с различными идеологиями, капиталистической, коммунистической, религиозной и другими.

Статья 14 Конституции провозглашает, что Российская Федерация является светским государством, религиозные объединения отделены от государства. Финансирование религиозных образовательных учреждений со стороны государства, таким образом, невозможно.

Основным источником права в изучаемой области является Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Он изменен и дополнен Федеральным законом Российской Федерации № 12-ФЗ 1996 г. Действует федеральный закон РФ № 125-ФЗ 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принята Программа «Развитие образования» (1993-1995 годы и на период до 2000 года)». Среди источников права есть и международные соглашения. (Всемирная) Рекомендация о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании представлена 27 сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г. Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана, – принята в г. Бангкоке 16 декабря 1983 г.

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

1) основное общее образование,

2) среднее (полное) общее образование,

3) начальное профессиональное образование,

4) среднее профессиональное образование,

5) высшее профессиональное образование,

6) послевузовское профессиональное образование.