Тема 11. Управление сельским хозяйством

Особенностью правового регулирования в сельском хозяйстве является также договор контрактации. Он урегулирован Гражданским кодексом РФ, статьи 535-538. Там предусматриваются обязательный характер связей по поставкам сельхозпродукции через специальную кооперацию, заготовителя. Свободы распоряжения сельскохозяйственным производителем своей продукцией по-прежнему нет. Нововведением является и лизинг в агропромышленном комплексе, введенный постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997 г. № 1367, которым утвержден Порядок обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

2. Структура органов государственного управления сельским хозяйством

В число федеральных органов исполнительной власти, действующих в области или в связи с сельскохозяйственным комплексом, можно включить почти все. Но наиболее связаны следующие.

Высшим федеральным орган исполнительной власти общей компетенции является Правительство РФ, как орган общей компетенции.

В число центральных органов исполнительной власти, действующих в области сельского хозяйства, входят: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России), который действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 920, оно осуществляет функции государственного заказчика по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для федеральных государственных нужд; Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Федеральная служба лесного хозяйства России.

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода является специфичной организацией и положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Правительства РФ от 16 ноября 1993 г. № 1162. Департамент ветеринарии возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он является одновременно Главным государственным ветеринарным инспектором России.

Функции Федеральной продовольственной корпорации при Минсельхозпроде России постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 переданы государственному унитарному предприятию «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ. Среди других хозрасчетных организаций, не освобожденных также и от управленческих функций, можно привести в качестве примеров Финансово-промышленную группа «Союзагропром», которая привлекается к формированию федерального фонда продовольствия на основании постановления Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62. Распоряжением Президента РСФСР от 29 октября 1991 г. «О Российской агрохимической компании» одобрена инициатива объединений, предприятий и организаций Государственной агрохимической ассоциации (Агрохим), расположенных на территории РСФСР, об образовании Российской агрохимической компании (Росагрохим), являющейся юридическим лицом.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно, – гласит п. 1 ст. 77 Конституции РФ 1993 года. Субъекты должны иметь свои конституции или уставы, структура органов управления сельским хозяйством в субъектах РФ определяется этими уставами или конституциями. Обычно это управления сельского хозяйства.