Тема 11. Управление сельским хозяйством

1. Принципы организации управления сельским хозяйством

Значение сельского хозяйства для государства определяется тем, что оно поставляет сырье для промышленности и продовольствие для населения. В силу жизненной важности отрасли государство не может оставить в той или иной мере без внимания его развитие. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено пунктом 1 к) статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основные параметры управления сельскохозяйственным производством в Российской Федерации связаны с многоукладностью, есть государственный сектор, кооперативный и частный сектор.

Принципом организации сельскохозяйственного производства для государственного сектора являются прямое управление: плановое ведение хозяйства, централизованное установление цен на продукцию и труд, директивное распределение продукции. Отсюда высока роль управленческого персонала в организации отрасли народного хозяйства. Требуются квалифицированные кадры и разум.

Государство регулирует общественные отношения в области сельскохозяйственного производства и опосредственно путем создания инфрастуктуры, подготовки специалистов, создания системы для оказания специальных услуг сельскому хозяйству (МТС, химизация, авиаобработка и т.д.), установления закупочные цен, материально-техническое снабжения, охраны общественного порядка и отношений сельхозпроизводителя. В результате проведенных реформ Б.Н. Ельцина можно считать, что основными принципами являются: многоукладность, характерная для слоборазвитых стран, и требующая различного, распыленного государственного аппарата за контролем состояния дел; декларируется равноправие видов собственности; государственная собственность на землю; частная собственность на средства производства; личная материальная заинтересованность; конкуренция. Не все эти принципы соблюдаются.

Основными моментами для организации управления являются: определение статуса земли, организация труда работников, организация оборота продукции – связи, цены и т.д.

Основой для сельскохозяйственного производства: растениеводства, животноводства и т.д. является земля. В настоящее время действует Земельный кодекс РСФСР, принятый законом РСФСР от 25 апреля 1991 г. с изменениями. Форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767. Предложения о законодательном закреплении продажи сельскохозяйственной земли направлены прежде всего на разорение сельскохозяйственного населения, банкротство, при этом появляется рычаг налогообложения, отсутствующий при государственной форме собственности на землю. Действует постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 932 «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», заказчиком этой Программы был утвержден Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Республиканская программа проведения земельной реформы на территории РСФСР утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30.

Особенностью труда работников сельского хозяйства является то, что он не подпадает под действие КЗоТ. В советские времена считалось, что члены колхоза являются членами кооператива и их труд регулируется внутриорганизационными правилами, отсюда не было отпуска, был ненормированный рабочий день, труд оплачивался натурой за трудодни по окончании хозяйственного года. В настоящее время о регулировании труда крестьянина тоже нет речи.