Тема 10. Управление промышленностью

1. Принципы

Материальное производство – основа жизни человека и общества, а уровень развития материального производства определяет степень прогрессивности той или иной экономической формации. Государство, будучи надстроечной категорией, само не производит материальные ценности, блага, но организует процесс производства и создает условия для такого производства.

Уклады, органы и система связей при управлении народным хозяйством определяются уровнем развития производительных сил. Они требуют соответствующих им производственных отношений, отражаемых правом. В настоящее время организация управления промышленностью в Российской Федерации отражает принципы многоукладности экономики, характерной для слаборазвитых стран.

Основными документами, определяющими правовое положение хозяйствующих и управляющих субъектов в экономике Российской Федерации в настоящее время являются: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон Российской Федерации № 123-ФЗ 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и другие.

Принципы управления определяются разнообразными факторами:

а) наличием работоспособного населения;

б) формами собственности;

в) характером связей участников производственного процесса, управления и характером принуждения (экономического и внеэкономического).

Первым условием любой формы производства является наличие рабочей силы, поскольку человек – основной источник прибавочного продукта. Общая система образования, готовящая кадры специалистов для народного хозяйства, реформируется в направлении вариативного частного образования. В РФ действует Федеральная миграционная программа Правительства РФ, предусмотрены посты иммиграционного контроля, пункты первичного приема и центры временного размещения беженцев. Одновременно действует и постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 590 «О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом».

В соответствии со ст. 212 Гражданского кодекса РФ 1995 года в РФ «признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», что конкретизируется в виде частной собственности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК), государственной собственности (ст. 214 ГК), муниципальной собственности (ст. 215 ГК) и вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК).

Для государственного, социалистического сектора экономики характерным является выделенные М.И.Пискотиным следующие функции аппарата государственного управления: прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль, регулирование и распорядительство. В.М.Манохин находит следующие формы связей, объединяющие органы государственного управления в одну систему: распорядительство, подчиненность, подконтрольность, координация.

Идеологи капиталистического сектора экономики от формулировки принципов уклоняются. Можно выделить следующие принципы этого капитализма:

1) Частная собственность. Преимущества частной собственности как бы презюмируются, в то время как частное – это кустарное, мелкосерийное и низкокачественное производство.

2) Частная материальная заинтересованность становится ведущим принципом организации общества, в то время как духовное игнорируется.