Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть

1. Понятие и историческое место государственного управления

Административное право – право управления. По латыни управление – administrazio, по-гречески – сибернетика. Сущностью управления является целенаправленное воздействие, при этом философы говорят о субъекте и объекте управления, юристы же находят на обеих сторонах управленческого отношения субъекта. В сфере действия права управление может быть государственным и общественным. Отличие государственного и общественного управления важно в свете теории об отмирании государства и переходе к общественному коммунистическому самоуправлению народа. Оно важно также, чтобы отличить управление в сфере частного предпринимательства от государственного управления.

Понятия государства, права – это проблемы курса «Теории государства и права». В работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» предлагается общий взгляд на историю организации жизни всего человечества. На разном уровне развития производительных сил и производственных отношений как базисе социального развития надстроечными формами организации общества были человеческое стадо, семья, род, фратрия. Государство возникло как естественная форма организации общества на стадии его развития – цивилизации. Распространено представление, что государство – это аппарат классового насилия, потому его можно разбить, уничтожить. Представления о неестественности или противостоянии аппарата и государства ошибочны, ибо организованное общество не может существовать не в государственных формах, по крайней мере, на современном этапе развития производственных отношений. Иногда говорят о том, например, что «государство» не платит зарплату. Здесь проявляется путаница понятий: государство – это форма организации взаимодействия народа, а зарплату не платят отдельные преступные элементы в государственном аппарате.

В борьбе с административно-командной системой лидеры перестройки противопоставляли гражданское общество и государство, что на наш взгляд является неграмотным, так как государство – это всеобъемлющая форма организации всего общества.

Важнейшими признаками наличия государства являются:

1) Выделение профессионалов публичной власти при разделении труда в обществе, государственного аппарата.

2) Суверенитет, то есть территориальное верховенство.

3) Территория государства.

4) Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение.

5) Исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения, то есть появление права как морали господствующего класса.

6) Право на взимание налогов и сборов с населения.

По мнению В.П. Пугачева, «В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством и его структурами часть общества, т.е. все то, до чего не доходят руки государства. Оно возникает, а точнее, обособляется с появлением государства как автономная, непосредственно не зависимая от него сфера» (Основы политологической науки: Учебное пособие, Часть 1, – М.: МГУ, 1994, стр. 218).

Важно отделить, найти грань различия между государственным и общественным, например, в отношении частных предпринимателей и государственных, общенародных производственных структур, в каждой из этих форм организации существуют свои приемы управления процессом. Разница государственного и общественного управления сущностная, скорее это деление отношений в государстве на публичные и частные. Она заключается в следующем:

Критерии Виды
Государственное управление Общественное управление
круг  лиц все население члены
порядок распространения власти de fakto, рождение вступление, добровольно
финансирование налоги, бюджет членские взносы
метод регулирования право мораль, внутренние правила
метод принуждение убеждение
источник регулирования закон устав
интерес общества группы
личность, статус От имени государства от своего имени
санкции к нарушителям репрессия исключение
специализация профессионально самодеятельность
структура должность распределение обязанностей
характер возмездно бесплатно
замещение назначение выборы